Вы используете устаревший браузер. Сайт может отображаться некорректно, вам необходимо обновить браузер. ×

Еда и напитки на вынос оживили российский общепит

2ГИС изучил состояние индустрии общественного питания в российских городах-миллионниках в 2018 году. По сравнению предыдущим годом темпы прироста заведений общепита увеличились почти втрое. Локомотивом роста стали заведения, продающие еду и напитки на вынос: мини-кофейни и кулинарии.

Что мы изучали

Ежегодное исследование состояния общепита в российских городах-миллионниках в этом году включает 16 городов (их список пополнился Краснодаром) и 10 сегментов общепита — от ресторанов до фреш-баров. Мы выяснили, как изменилось количество заведений за год (с января 2018 по январь 2019 года) — с разбивкой по городам и сегментам общепита. Справочную информацию о компаниях регулярно обновляют операторы контакт-центра и другие специалисты 2ГИС.

Заведения мобилизуются

В 2018 году российский общепит снова начал активно расти: за год число точек общепита в городах-миллионниках увеличилось сразу на 15,7%. Для сравнения: в 2017 году прирост составил только 5,5%. Таким образом, за год темпы роста почти утроились.

Самую заметную динамику показали два сегмента. Первый — это точки по продаже напитков: фрешей, безалкогольных коктейлей, чая и кофе. Всего за один год их стало больше сразу на 57%. В первую очередь речь идёт о мини-кофейнях и продаже кофе на вынос: всего в миллиониках появилась 1 821 новая точка по продаже напитков, при этом слово «кофе» в названии содержат 1 510 из них.

Второй быстро растущий сегмент — это кулинарии. Число заведений, продающих готовые блюда и выпечку, выросло на 43%. На третьем месте кофейни и кафе-кондитерские — этот сегмент прирос на 28%.

Таким образом, все лидеры рейтинга 2018 года так или иначе работают в формате to go — продажа еды, напитков и сладостей на вынос.

Рост показали почти все форматы общепита. Кроме кафе — их число практически не изменилось. Умеренно выросло и количество ресторанов — их стало больше на 7%. Зато год стал переломным для суши-баров: если в 2017 году их число упало на 4%, то теперь японская кухня не просто преодолела спад, а приросла сразу на 17%.

А вот с интересом самих потребителей к форматам питания — зеркальная ситуация. Чаще всего россияне, искавшие, где поесть, открывали в 2ГИС карточки кафе и ресторанов — соответственно, 25% и 23% от общего числа таких запросов. Зато кулинарии и мини-кофейни — аутсайдеры поиска, у них лишь по 1% от общего числа запросов. Это говорит о том, что люди не ищут такие заведения специально, а заходят в них по пути. Ведь такие точки, как правило, открываются в местах с активным пешеходным трафиком.

География роста

Лидеры по темпам прироста общепита — южные миллионники: в Ростове-на-Дону заведений за год стало больше сразу на 30,3%, а в Краснодаре — на 26,1%. Далее следуют Москва (+18,3%), Казань (+18,1%) и Уфа (+15,7%). Минимальный прирост показали Красноярск (+9%) и Самара (+7,5%). Отрицательной динамики нет ни в одном исследованном городе.

Подробнее о том, как изменился общепит в каждом городе-миллионнике:

Москва

В столице активно открываются как мини-кофейни со фреш-барами (их уже 1722, рост на 83%), так и кулинарии (1072 заведения, рост на 77%). Часто появлялись и новые пиццерии (их стало 945, рост на 26%). А вот кафе в Москве стало меньше (минус 208 заведений, падение на 4%).

Санкт-Петербург

Точки по продаже напитков и кофе лидируют по динамике (их стало 588, рост на 56%). На втором месте пиццерии (243 заведения, рост на 39%). На третьем — кофейни и кафе-кондитерские (1634 точки, рост на 31%). Негативная динамика только у кафе (минус 33 заведения, падение на 1%).

Ростов-на-Дону

Чаще всего здесь открывались мини-кофейни с напитками на вынос — рост на 51% (119 точек). Популярным форматом стали кофейни (рост на 47%, 181 точка) и кулинарии (рост на 42%, 37 точек). Падения нет ни в одном сегменте.

Краснодар

В лидерах роста — кофейни (276 точек, рост 45%) и бары (259 точек, рост 42%). Открылось 20 новых суши-баров — рост на 39% (71 точка). Падения нет ни в одном сегменте.

Казань

Мини-кофейни и фреш-бары теперь работают по 65 адресам (прирост на 55%), далее следуют кофейни и кафе-кондитерские (117 точек, рост на 48%) и фаст-фуд (498 заведений, +46% за год). Зато в Казани, в отличие от других городов, кулинарии не открывались, а закрывались (минус 7 заведений, падение на 7%). Небольшое сокращение и у суши-баров (минус 2 заведения, падение на 2%).

Уфа

Лидеры роста — суши-бары (32 заведения, рост на 62%). На втором месте кафе-кондитерские и кофейни (117 точек, рост на 30%). На третьем — пиццерии (46 заведений, рост на 24%). Падения не отмечено ни в одном сегменте.

Волгоград

Волгоградские рестораторы сделали ставку на суши-бары (их число выросло до 37 точек, +131%) и мини-кофейни (76 заведений, +117%). Кулинарии на третьем месте — рост на 52%, 82 точки. Число ресторанов осталось на прежнем уровне — 128. Негативная динамика у кафе. В этом сегменте падение на 2%, закрылось 8 заведений.

Челябинск

В тройке самых быстро растущих форматов фаст-фуд (124 точки, рост на 40%), кофейни с кафе-кондитерскими (179 точек, рост на 37%) и пиццерии (63 точки, рост на 31%). Негативной динамики нет ни у одного формата, но реже остальных открывались кулинарии — всего плюс 3%.

Екатеринбург

В 2018 году город пережил взрывной рост суши-баров и ресторанов — их число увеличилось более чем вдвое (83 заведения, рост на 102%). Далее следуют мини-кофейни и фреш-бары (199 точек, рост на 93%) и пиццерии (47 точек, рост тоже на 47%). Сокращения числа заведений не было ни в одном сегменте.

Новосибирск

Число кулинарий всего за год утроилось (их теперь 130 точек, рост 233%), пиццерий стало в 1,5 раза больше (84 точки, +65%). Третий по росту популярности формат — кофейни (390 точек, рост 57%). Отрицательная динамика у баров — их стало на 11 меньше, сокращение на 4%.

Нижний Новгород

Лидеры по приросту в Нижнем Новгороде необычные — это столовые (их стало 142, рост на 42%) и пиццерии (теперь их 51, рост на 42%). На третьем месте — кафе-кондитерские и кофейни (157 заведений, плюс 39%). Отрицательные показатели — только у суши-баров, их стало меньше на 9 заведений (-10%).

Воронеж

Взрывной рост у суши-баров (53 заведений, прирост на 112%). Активно открывались мини-кофейни (51 точка, рост на 38%) и кофейни (83 заведений, рост на 34%). Негативная динамика у кафе — закрылось 33 точки, падение на 9%.

Омск

Лучшая динамика у мини-кофеен — рост на 45% (их теперь 55 точек). Следом идут пиццерии (33%, 48 точек) и кофейни (рост 25%, 131 точка). Омск — единственный миллионник, в котором сразу четыре формата показали негативную динамику. Число баров сократилось на 7% (закрылось 8 точек), кулинарии — на 4% (закрылось 3), кафе — на 3% (закрылось 10), рестораны — на 1% (закрылось 2). Нулевой прирост у суши-баров.

Пермь

Лидируют мини-кофейни и напитки на вынос (149 точек, рост на 39%). Следом идут кофейни и кафе-кондитерские (209 заведений, плюс 21%) и фаст-фуд (450 точек, рост на 19%). Негативной динамики нет ни в одном сегменте.

Красноярск

В Красноярске чаще всего открывались кулинарии (+61%, 45 точек) и суши-бары (+25%, 70 точек). Падения нет ни в одном сегменте, но кафе и столовые открывались реже остальных — прибавили по 4%.

Самара

Чаще всего открывались суши-бары (45 точек, рост 41%), кофейни (143 точки, рост 32%) и пиццерии (61 точка, рост на 15%). За год в городе стало на 27 кафе меньше — падение на 6%.

Поделиться

Другие записи

  • 2ГИС назвал сферы бизнеса с самым заметным приростом и сокращением за год

    2ГИС изучил, как за год изменился российский бизнес — какие сферы набирали обороты, а какие были на спаде. В 2018 году активно развивалась доставка интернет-покупок, «салоны красоты» для автомобилей одержали победу над автомойками, а лешмейкеры и бровисты стали самыми востребованными мастерами в индустрии красоты. Самое большое сокращение в миллионниках показали точки продаж стационарных телефонов, фотостудии и ателье, где вяжут на заказ.
    12 февраля 2019
  • 2ГИС составил рейтинг горнолыжных курортов по стоимости проживания

    В преддверии новогодних каникул 2ГИС сравнил ряд горнолыжных комплексов России по средней стоимости проживания и развитию инфраструктуры — в частности, количеству пунктов проката и заведений общепита. Самым доступным оказался «Семинский перевал» на Алтае, самым дорогим — «Газпром» в Краснодарском крае.
    20 декабря 2018
  • Маникюр против рыбалки: 2ГИС сравнил запросы пользователей iOS и Android

    28 сентября в России стартуют продажи новых iPhone. Спрос на гаджеты Apple обострил дискуссию между поклонниками iOS и Android. 2ГИС изучил запросы пользователей двух самых популярных мобильных платформ в мире и выяснил, чем отличаются их интересы, образ жизни и стратегии поиска в городе.
    28 сентября 2018