Вы используете устаревший браузер. Сайт может отображаться некорректно, вам необходимо обновить браузер. ×

Как изменился общепит

Точек общепита в крупных городах стало больше на 5%, в Москве — на 9%.

2ГИС подсчитал, как изменился общепит в российских миллионниках за год. Специалисты геосервиса составили рейтинг городов по приросту количества заведений, а также выяснили, какие форматы приросли больше всего.

Что узнавали
2ГИС исследовал десять сегментов общепита — от кафе и ресторанов до кулинарий до фреш-баров, где можно выпить свежий сок. Аналитики подсчитали, как изменилось количество заведений за последние 12 месяцев — с февраля 2017 по февраль 2018 года. Расчёт провели по 15 крупнейшим городам с населением свыше 1 млн человек.

В лидерах — Воронеж, Москва и Уфа
Самый большой прирост заведений — в Воронеже, за год их количество увеличилось на 13%. Больше всего подросло число кофеен и точек фастфуда. Москва заняла второе место — в столице заведений общепита за год стало больше на 9% (в лидерах по приросту — фреш-бары и фастфуд). На третьей позиции среди миллионников оказалась Уфа, в столице Башкортостана количество заведений выросло на 7%, наибольший прирост показали всё те же кофейни и фастфуд.

В Санкт-Петербурге общепит прибавил более 5% мест, почти такой же годовой прирост отмечен и в Новосибирске.

Увеличение количества точек общепита произошло не во всех крупных городах. В Ростове-на-Дону и Красноярске за год оно практически не изменилось, а в Нижнем Новгороде — сократилось.

Тем не менее, в миллионниках в целом общепит прирос почти на 6% точек.

Меньше суши, больше сока
По данным 2ГИС, самые многочисленные форматы общепита в миллионниках — это кафе (более 11 тысяч организаций), фастфуд (около 8 тысяч) и рестораны (более 6 тысяч). Реже всего встречаются суши-бары, пиццерии и кулинарии.

Самый значительный прирост показали фреш-бары — точки продаж безалкогольных коктейлей и свежевыжатых соков. За год таких мест в миллионниках стало больше на 48%. Особенно ярко это заметно в Москве, где число фреш-баров удвоилось и достигло 850. А вот в Нижнем Новгороде и Казани этот формат понёс потери — точек стало меньше на 5% и 9% соответственно.

Второе место по приросту количества заведений общепита в миллионниках досталось кофейням. Их стало больше на 25% (+844 заведения), наиболее значительным приростом отметился Воронеж (79%). Интересно, что ни в одном миллионнике количество кофеен не сократилось, самый минимальный прирост — в Ростове-на-Дону (+9%).

В тройку лидеров вошли кулинарии, они прибавили на 23% точек. В этом сегменте крупнейший прирост — в два с половиной раза — показал Новосибирск, где в качестве специализированных точек оформилась крупная сеть магазинов кулинарии, появился и ряд новых несетевых заведений.

Единственная категория, где в миллионниках сократилось количество заведений в исследуемых городах — это суши-бары, их стало меньше почти на 4% по сравнению с февралём прошлого года.

Наиболее заметные изменения в общепите в отдельно взятых городах-участниках исследования:

Москва
В столице, по данным 2ГИС на февраль 2018 года, 11 838 заведений общепита, что на 9% больше, чем год назад. Самый значительный прирост, кроме уже упомянутых фреш-баров (почти +100%), показали кулинарии (+41%), точки фастфуда (+21%) и кофейни (+19%). За год не изменилось количество суши-баров (всего их более 330) и сократилось количество ресторанов (-2%).

Санкт-Петербург
Прирост количества петербургских заведений составил более 5% — теперь в городе на Неве почти 8000 точек общепита. Самые заметные изменения произошли в сегменте кулинарий (+70%), фреш-баров (+46%) и пиццерий (+30%). Отрицательную динамику показали суши-бары — их стало меньше на 3%.>

Новосибирск
Пятипроцентный годовой прирост точек общепита в Новосибирске довёл их количество до 1892. Кроме упоминавшихся кулинарий (их прирост +158% с учётом новой сети и +70% без неё) значительно больше стало точек фастфуда (+31%). Вопреки общему тренду в Новосибирске отмечен прирост количества суши-баров — на 45%. А вот просто баров стало меньше — на 8%.

Екатеринбург
В Екатеринбурге заметнее других форматов растут кофейни-кондитерские — их количество увеличилось за год на 37%. На втором месте по динамике — пиццерии (+24%), сразу за ними — кулинарии (+20%). Тем не менее, самыми распространёнными заведениями в городе, как и в большинстве миллионников, остаются кафе — в таком формате работают почти 579 заведений (прирост за год +10%). В целом точек общепита в уральской столице за год стало больше на 5,6%.

Нижний Новгород
Самый значительный прирост показали пиццерии (почти 29%), рестораны (+20%) и кофейни (+18%). В трёх сегментах потери — количество столовых и фреш-баров сократилось на 4% и 5% соответственно. Суши-баров стало меньше и вовсе на 29% (осталось 72). Общее количество точек общепита в Нижнем Новгороде сократилось за год на 2%. Нижний Новгород — единственный из миллионников, показавший заметную отрицательную динамику заведений общепита.

Казань
В Казани — бум кофеен. Их количество за год выросло на 49% и теперь насчитывает 118 точек. В тройку лидеров по приросту мест вошли столовые (+34%) и кулинарии (+18%). Потери — в сегментах кафе (-1,5%), суши-баров (-2%), пиццерий (-5%) и фреш-баров (-9%). Тем не менее, общее количество точек общепита в Казани за год увеличилось почти на 2% и достигло 1679.

Самара
Самара поддержала московскую тенденцию — самый значительный прирост отмечен в категории фреш-баров. Их количество выросло за год на 38%. Среди остальных форматов наиболее заметная динамика у кофеен (+16%) и точек фастфуда (6%). За год стало меньше ресторанов (-2%) и столовых (-4%). В целом количество заведений общепита в Самаре увеличилось на 1% (на 7 мест — до 1387).

Челябинск
В Челябинске активнее всего растёт число кулинарий — годовой прирост составил 32% (до 119). Фреш-баров стало больше на 27%, аналогичный прирост и в сегменте кафе быстрого питания (фастфуд). Отрицательную динамику в городе показали только столовые — их стало меньше на 3% (теперь — 241).

Омск
И в Омске по приросту лидируют фреш-бары. Их уже 39, за год стало больше на 50%. Растёт число пиццерий (+28%) и точек фастфуда (+17%). В зоне отрицательной динамики оказались бары (-1%), кафе (-4%) и суши-бары (-7%). Впрочем, прирост в других сегментах позволил общему количеству заведений общепита в Омске увеличиться за год на 2%.

Ростов-на-Дону
В Ростове-на-Дону количество точек общепита за год не изменилось — разница между открытыми и закрытыми (либо сменившими формат) заведениями равна 0. Среди форматов самый значительный прирост показали фреш-бары (+39%),  пиццерии (+23%) и фастфуд (+21%). Менее заметно подросло количество кофеен и кулинарий. Сразу в пяти форматах количество заведений сократилось — ресторанов стало меньше на 3%, кафе — на 5%, столовых и баров — на 9%, суши-баров — на 33%.

Уфа
В Уфе за последний год стало больше кондитерских (+40%, теперь — 87), фреш-баров (+39%, 46) и кафе (+17%, 340 заведений). При этом сократилось количество пиццерий (-3%), кулинарий (-4%) и суши-баров (-17%). Тем не менее, по приросту общего количества точек общепита (+7%) Уфа вошла в тройку лидеров среди миллионников — помогли активно растущие форматы.

Красноярск
В Красноярске самый значительный прирост отмечен в сегменте кофеен — за год их стало больше на 31% (теперь 122 точки). На 25% увеличилось число пиццерий, на 12% — кафе. Количество фреш-баров (64) и ресторанов (129) в Красноярске осталось неизменным, сократилось количество точек фастфуда (-1%), кулинарий (-4%) и столовых (-12%). В целом число заведений общепита в Красноярске за год практически не изменилось.

Пермь
По данным исследования 2ГИС, в Перми наибольшим приростом точек за год отличились кулинарии (+15%, теперь в городе 70 заведений этого формата), фастфуд (+13%, 350) и кофейни-кондитерские (+10%,160). Остальные категории прибавили меньше. Прежним осталось количество пиццерий (39), а вот количество суши-баров сократилось на 8% (до 45).

Волгоград
В Волгограде, как и в Москве, бум фреш-баров — таких точек за год стало больше на 86% (теперь их 39). Второе место по приросту за год в Волгограде заняли кофейни (+42%), третье — у столовых (23%). Сократилось количество кафе (-2%), точек фастфуда (-5%) и суши-баров (-30%). Тем не менее, общее количество заведений общественного питания в Волгограде увеличилось за год почти на 5% (до 880), по этому показателю город на восьмом месте среди миллионников.

Воронеж
Среди крупнейших 15 городов России Воронеж стал лидером по приросту количества точек общепита — напомним, он составил 13%. Самые заметные изменения — в сегменте кофеен, их стало больше на 79% (теперь — 61). Продолжают появляться суши-бары (+62%) и пиццерии (54%). Поддержана популярная история с фреш-барами — их прирост за год в Воронеже составил 30%. В отличие от многих других миллионников в Воронеже ни одна категория общепита не сократилась — закрытие одних заведений нивелировалось появлением новых. Самый незначительный по меркам Воронежа прирост показали кафе и бары — и тех, и других стало больше на 9%.

Примечание.
Прирост — это разница между количеством открывшихся и закрывшихся заведений за рассматриваемый период, но не само количество открывшихся или закрывшихся. Если прирост составил 20%, это не значит, что открылось именно 20% новых мест. Например, если в городе Н. на 1 февраля 2017 года было 100 кафе, за год появилось 50 новых и закрылось 30, то на первое февраля 2018 года количество действующих кафе составит 120. Процент прироста в таком случае составит 20%. Но это не значит, что появилось 20% новых — появилось больше, просто были и закрывшиеся. Кроме того, на разницу влияют не только открытие и закрытие заведений, но и другие факторы — например, смена формата заведений (ресторан —> кафе), временная приостановка деятельности из-за ремонта (или открытие после завершения работ) и т.д.

Фото на обложкеJez TimmsUnsplash.

Поделиться

Другие записи

  • Как болели за Россию, и как вырос интерес к футбольным школам

    2ГИС изучил активность болельщиков в Москве и Сочи в дни матчей сборной России в плей-офф чемпионата мира по футболу. А также выяснил, как сказался турнир на интересе россиян к футбольным школам.
    12 июля 2018
  • Футбол без билета: 2ГИС сравнил средние чеки в спортбарах

    Сколько нужно денег, чтобы посмотреть футбол в баре? К чемпионату мира 2ГИС выяснил, в каких барах, ресторанах и кафе показывают трансляции ЧМ-2018, и подсчитал средний чек в таких заведениях. Среди городов, принимающих матчи, самые демократичные цены оказались в спортбарах Калининграда, а самые высокие — в Москве.
    22 июня 2018
  • Как изменилась стоимость бизнес-ланчей

    2ГИС изучил, сколько стоят бизнес-ланчи в российских миллионниках и составил рейтинг городов с самыми доступными обедами. Аналитики сравнили результаты с ценами 2015 года и узнали, в каких городах бизнес-ланчи подорожали и подешевели сильнее всего.
    04 мая 2018